Переезд сайта на новую площадку

Уважаемые пользователи, происходит перенос материалов и данных на новую площадку для размещения сайта. Новый материал публикуется на новой площадке. Вы можете перейти по ссылке для ознакомления с новым сайтом.

Уважаемые родители!!!
Переходите в телеграм-канал и пользуйтесь интересными материалами для занятий с детьми дома.
В нашем телеграм-канале Вас ждут увлекательные задания, сказки, стихи, рассказы и мастер-классы.

Блог музыкального руководителя Мизерной Евгении Александровны

Программа

Модифицированная программа

Модифицированная образовательная программа по театральной деятельности для занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ИКТ.

Составитель: специалист высшей квалификационной категории музыкальный руководитель МБДОУ № 38 «Журавушка» г. Пятигорска Мизерная Евгения Александровна

Пояснительная записка

Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств.

С помощью театра у дошкольников формируется отношение к окружающему миру, его характер, интересы. Именно в этом возрасте полезно показывать детям примеры дружбы, правдивости, трудолюбия, доброты. Таким образом, театральное искусство имеет огромное воспитательное значение.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.

Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Программа театрально-музыкального воспитания в детском саду составлена в целях решения задач по развитию творческих и музыкальных способностей старших дошкольников. Содержание программы сформировано на основе опыта работы детской театральной студии «Лукоморье» МБДОУ «Журавушка» г. Пятигорск. Методическая составляющая программы базируется на педагогических опытах и методиках А.И. Бурениной, А.В. Щепкина, М.И. Родины, Л. Царенко.

Разработки всесторонне апробировались на базе педагогической площадки в МБДОУ № 38 «Журавушка» в течение пяти лет. В итоге чего, результаты качества работы явились предпосылками для упорядочения данного материала в программу.

Программа театрально-музыкального воспитания в детском саду нацелена прежде всего на полноценное творческое развитие и эмоциональное благополучие дошкольников. Структура программы основана на принципе психологической комфортности и системном подходе.

Главным критерием отбора программного материала является высокий художественный уровень используемых произведений, возможность развития ребенка целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.

  • Для достижения цели и задач программы необходимо выполнить следующие условия:
  • забота об эмоциональном и физическом здоровье детей;
  • создание атмосферы психологической комфорта, что позволит раскрыть в детях общительность, вызвать интерес к театральной деятельности, а так же мотивацию к самостоятельности и творчеству;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • систематизация творческого процесса;
  • включение в данный процесс авторских технологий.

Цель

Содействовать укреплению у дошкольников интереса к театральному творчеству, формированию у них специальных навыков, необходимых для творческого самовыражения и творческой импровизации. В ходе реализации программы предусматривается решение общих педагогических задач и частных - в предметном обучении.

  • К общим задачам можно отнести
  • мотивацию детей на длительные занятия театральным творчеством;
  • развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста;
  • формирование партнерских отношений в группе;
  • направление усилий на создание добросердечной атмосферы в коллективе.
  • Прогнозируемые результаты:
  • развитость у детей умений взаимодействовать друг с другом;
  • доброжелательные, уважительные отношения в коллективе;
  • стабильность посещения учебных занятий в течение всего учебного года и желание детей и родителей далее продолжить занятия театральным творчеством.

Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает утвержденной в 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию «Концепции дошкольного воспитания», которая наметила курс на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми и побудила интерес к психологическим особенностями периодов детского развития.

Новизна

В программе впервые систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Впервые научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения. Использование ИКТ насыщенной среды в развивающей и подготавливающей игровой деятельности.

Гипотеза

Составление программы основывалось на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

  • Основные задачи:
  • 1. Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный балет, музыкальные комедии народный балаганный театр).
  • 2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по разным группам.
  • 3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
  • Предполагаемые умения и навыки:
  • уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
  • ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
  • уметь двигаться в соответствии с характером музыкального сопровождения;
  • уметь создавать пластические импровизации под музыку;
  • на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия, по заданию педагога менять высоту и силу звучания голоса;
  • уметь двигаться во время исполнения характерных песен, а так же пользоваться жестами;
  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики, знать 5-8 артикуляционных упражнений;
  • уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движениях и разных позах;
  • уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • уметь взаимодействовать на сцене с другими детьми;
  • уметь подобрать музыкальную характеристику для конкретного персонажа.

Структура программы

В программе выделено два типа задач.
I - Воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
II - Образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

  • В театральной студии дети обучаются следующим предметам:
  • актерское мастерство;
  • сценическая речь;
  • танец / пластическое движение.
  • Актерское мастерство направлено на:
  • развитие в ребенке свободы общения;
  • коммуникабельности;
  • воображения;
  • осмысление собственного «Я»;
  • воспитание художественного вкуса;
  • учит ребенка выразительному чтению стихов;
  • осмыслению литературных произведений.

Знания и навыки сценического поведения ребятам необходимы. Их значения значительно может облегчить репетиционный период. Ребятам дается задание сделать сценические импровизации на заданную тему или просто изобразить кого-то. На этих этапах педагог объясняет как нужно говорить и двигаться на сцене. Упражнения проводятся чтобы слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения. Воздействовать на него в заданном направлении: убеждать, ругать, хвалить, призывать, просить, требовать, разоблачать и т.д. Дать возможность исполнителям подвигаться, сочетая словесное действие с физическим.

  • Занятия сценической речью помогают ребенку понять:
  • красоту русского языка;
  • развивают правильную дикцию;
  • у детей ликвидируются речевые и голосовые дефекты;
  • преподаются упражнения, развивающие правильное дыхание.

Объединение игры и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией и логикой речи. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Игры с использованием ИКТ развивают у детей фантазию, навыки работы на интерактивной доске, вызывают интерес к восприятию информации и создают мотивацию для успешного роста личности ребенка в плане эстетического, эмоционального и познавательного развития.

  • Танец / пластическое движение:
  • занятия развивают в ребенке пластику;
  • координацию движений;
  • помогают выработать правильную осанку и почувствовать свое тело;
  • развивают чувство ритма.

Ритмопластика обеспечивает развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, а так же свободу и выразительность телодвижений.

Театральная игра:

Данный раздел направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Условия реализации образовательной программы

Программа предназначена для детей 5-7 лет. Срок реализации 1 год.
Учебные занятия проводятся в группе с наполняемостью 15-20 человек.
I полугодие обучения - 2 раза в неделю по 25 минут.
II полугодие обучения - 2 раз в неделю по 30 минут.

  • Для реализации данной программы необходимо:
  • театральный зал со сценой;
  • музыкальное сопровождение;
  • декорации;
  • реквизит для занятий этюдами;
  • костюмы;
  • проведение бесед, совместный просмотр театральных постановок.

Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности.

Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Методические рекомендации по организации занятий в театральной студии

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Все, что окружает детей, во многом определят их настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самим себе. Поэтому для достижения хороших результатов необходимо обеспечить психологический комфорт.

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театральной студии следует опираться на следующие принципы.

- Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволят детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.

- Принцип активности.
Принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка. Стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия.

- Принцип свободы и самостоятельности.
Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т.д.), выбирать то, что ему по душе.

- Принцип новизны.
Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.

- Принцип иллюзии жизненной правды.
Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.

Первые игры проводит сам руководитель театральной студии, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации. Так же неотъемлемой составляющей занятий является грамотно подобранное музыкальное сопровождение, направленное на гармоничное создание того или иного образа, и являющееся активизатором творческой деятельности детей.

Все игры и упражнения подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Содержание образовательного материала первое полугодие

Подготавливающие методики

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

- Упражнения для губ
«Рыбка», «Лягушки», «Потягушки», «Пятачок», «Песня воробья».

- Упражнения для языка
«Путешествие язычка», «Вот зарядка язычка», «Жало змеи», «Конфетка», «Колокольчик», «Уколы».

- Отработка звуков
гласные - И, Э, А, О, У, Ы
согласные - П и Б, К и Г, Т и Д, Ф и В
сонорные согласные - Л, М, Н, Р
свистящие и шипящие звуки - С, З, Ш, З, Ж.

- Упражнения на виды дыхания
«Насос», «Комарик», «Метель», «Сердитая кошка», «Моторчики», «Дрессированные собачки», «Эхо», «Самовар», «Чайник», «Большой и маленький филин».

- Упражнения на свободу звучания с мягкой атакой
«Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», « Колыбельная».

- Игровые упражнения силу голоса
«Чудо-лесенка», «Улетели-прилетели», «Самолет» (Программа «Арт-Фантазия» Э.Г. Чуриловой). «Звонок», «Муха», «Многоэтажный дом» (М.И. Родина, А.И. Буренина «Кукляндия»).

Скороговорки
«Сшила Саша», «Шесть мышат», «Оса», «Жук и уж», «Наш Полкан», «Сороки-тараторки», «У калитки маргаритки», «Бобр для бобрят» (Программа «Арт-Фантазия» Э.Г. Чуриловой).

Чистоговорки
«Наша каша», «Сядем на пригорке», «Белка», «Зашумели камыши» «Жук летит», «Тихо осенью в лесу».

Театрализованные игры и упражнения

- Игры с воображаемыми предметами
«Пожалей котенка», «Кирпич», «Поймай хлопок», «Это же Лев!», «Горячая картошка», «ежик», «Веселые мячики», «Листопад», «Игра в снежки».

- Игры с движением
«Тише, мыши!», «Вороны», «Художница осень», «Бабка ежка», «Маленькие дети», «Веселые зайчата» («Проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И. Петровой).

Игры с использованием ИКТ
«Колокольчики» (звуковая игра), «Волшебные ниточки» (развитие восприятия и воображения), «Чудо-лесенка» (ритмодекламация), «Человечки» (на развитие эмоционально-образной сферы), «Подари мелодию» (на формирование и развитие ассоциативного восприятия).

- Упражнения на расслабление и напряжение отдельных групп мышц
«Муравейник», «Тряпичная кукла и солдатик», «Пальма», «Короткая и длинная шея», «ежики», «Пьеро и Буратино», «Мокрые котята», «Заводные куклы».

- Игры и упражнения на имитацию движений
Старичок-Лесовичок», «Принцесса и Принц», «Колобок», «Серый волк», «Испуганный заяц», «Крадущаяся Лиса», «Гномы и Великаны», «Птичий двор», «Кошки на охоте» (программа «Арт-Фантазия» Э.Г. Чуриловой).

Сценическая речь и движение

- Выразительное чтение
«Бычок», «В Африке», «Жил на свете старичок», «Радость», «Надоело есть малину» (монолог медведя «Теремок»), «Рады» К.И. Чуковский, «В цирке» С. Михалков, «Я старик-лесовик» (монолог «Теремок»), «Мой зайчик!» ( «Доктор Айболит»).
(«Проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И. Петровой).

- Игроритмика
Ходьба на каждый счет с хлопками, Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта, Сочетание прыжков и хлопков, различение динамики звука, хлопки и паузы. (Программа Са-Фи-Дан-Се).

- Мини-сценки
«Полянка», «Пчелки и медведь», «еж пыхтит и морщится», «еж и Лиса», «Таня и мячик», «Листопад», «Цветные облака».

- Сценические жесты
«Иди сюда», «Уходи», «Согласие», «Несогласие», Просьба», «Отказ»,
«Плач», «Ласка», «Приветствие», «Прощание», «Приглашение», «Благодарность», «Негодование», «Не знаю».

- Игры пантомимы
«Муравейник», «Утка», «Был у Зайца огород» В.Степанова, «Жадный пес», «Черепаха» К.И.Чуковского, «Шепот и шорох» В.Суслова, «Пирожки».

Пластическое движение

- Ритмопластика
Разминка «Встали в круг», «Листья падают», «Музыкальные руки», «Снег кружится», «Сосулька плачет» (упражнения, выполняемые при помощи рук). «Заводная кукла», «Тюльпан», «Марионетки», «Зернышко», «Медведи в клетке», «Аквариум».

- Музыкально-пластические импровизации
«Первая потеря» муз. Р. Шумана, «Подарок»,( муз. Д. Шостаковича «Вальс-шутка»), «Осенние листья», (муз. М. Глинки «Вальс-фантазия»), «Утро», ( муз. Э. Грига «Утро»), «Бабочки» (муз. И. Баха «Шутка»), «Заколдованный лес» (муз. М. Мусоргского «Картинки с выставки»).

- Танец
«Веселые путешественники» (муз. М. Старокадомского), «Чебурашка» (муз. В. Шаинского), «Плюшевый медвежонок» (муз. В. Кривцова), «Разноцветная игра» (муз. Б. Савельева), «Белочка» (муз. В. Шаинского), «Едем к Бабушке в деревню» (грузинская песня), «Три поросенка» (песня Н. Ефремова «Ни кола и ни двора»), «Танцуйте сидя» (муз. Б. Савельева) - (Программа по ритмической пластике для детей А.И. Бурениной).

Содержание образовательного материала на второе полугодие подготавливающие методики

- Зарядка для языка
«Самый длинный язычок», «Щеточка», «Конфетка», «Язычок-трусишка», «Уколы», «Колокольчик», «Жил был Шум!», «Пробуждение», «Звуки Леса».

- Упражнения на правильное произношение
гласные - И, Э, А, О, У, Ы
согласные - П и Б, К и Г, Т и Д, Ф и В
сонорные согласные - Л, М, Н, Р
свистящие и шипящие звуки - С, З, Ш, З, Ж.

- Упражнения на виды дыхания
«Шалунишка ветерок», «Одуванчик-одуванчики», «Птичий двор», «Прилетела пчелка! Улетела пчелка!», «Шумят деревья», «Сердитая кошка», «ежик», «Качаем малыша», «Скрипят деревья», «Пьем чай».

- Игровые упражнения на расширение диапазона голоса
«Мишки и мышки», «Дон-дан-динь», «Мальчики и девочки», «Самолет».

Скороговорки
«Оса уселась на носу», «У Кондрата», «Мокрая погода», «Кот ловил мышей», «Мой брат Кирилл», «Валерик и Валюшка», «Хохлатые хохотушки».

Чистоговорки
«Мяч скучал», «Не мешайте мышки кошке!», «Жил веселый старичок», «Зашумели камыши», «Речка в лодочке качала».
Игротека

- Игры с использованием ИКТ
«В зоопарке» (активизация артикуляции и развитие памяти и внимания.), «В гостях у сказки» (познавательное развитие), «Какой цвет у музыки» (развитие музыкального восприятия), «Нарисуй и станцуй» (ориентирование в пространстве), «Посмотри, отгадай в пантомиме передай» (развитие пластики и эмоционально-образной сферы), «Чей звук?» (развитие слухового внимания и памяти).

- Игры с воображаемыми предметами
«Сапоги- плясуны», «Мой веселый, звонкий мяч», «Воздушный шарик», «Передай кирпич», «Поймай бабочку».

- Игры с движением и проговариванием
Игра «Ипподром», «Мы охотимся на льва», «Мама спит», «Бабка ежка», «Хомка», «Ветер тихо клен качает», «Веселые зайчата», «Дом».

- Упражнения на расслабление и напряжение отдельных групп мышц
«Коротышки и великаны», «ежики-клубочки», «Воздушный шарик», «Деревянные солдатики» (муз. П.И. Чайковского), «Кактус и Ива», «Штанга».

- Игры и упражнения на имитацию движений
«Пирожки» (рэг-тайм), «Трусливый заяц» (М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»), «Где мы?» ( муз. Н. Ротто), «На цыпочках», «Осенние листья», (муз. Гаврилина), «Комарики» (муз. Римского-Корсакова «Полет Шмеля»), «Разбойники», «Идет Бычок», «Капитан».

Сценическая речь и движение

- Выразительное чтение
«Удивительная кошка», «Кислые стихи», «еж-чистюля», отрывок из стихотворения «Мойдодыр», «Три синички», диалог Черепахи и Дуремара («Приключения Буратино»).

- Игроритмика
«Песенка ребят», выполнение простых движений руками в различном темпе,
сочетание ходьбы на каждый счет с хлопками и через счет, «Похлопай, потопай, побегай».

- Мини-сценки
«Мухи», «Лягушки», «Брусничка», «Цирк», «Хозяйка и Кот».

- Сценические жесты
«Иди сюда», «Уходи», «Согласие», «Несогласие», Просьба», «Отказ», «Плач», «Ласка», «Приветствие», «Прощание», «Приглашение», «Благодарность», «Негодование», «Не знаю».

- Игры пантомимы
Создание игрового образа под музыкальное сопровождение с использованием атрибутов и элементов одежды, «Силачи», «Клоны», «Жонглеры», «Птичий двор», «Пьеро и Буратино».
Пластическое движение

- Ритмопластика
Разминка «Встали в круг», «Бегут ручьи» (муз. И.С. Баха «Шутка»), «Музыкальные руки» (муз. А. Вмвальди «Весна») - упражнения, выполняемые руками; «Коротышки», «Дуремар» (муз. Н. Ротто), «Снежная Королева» (Вивальди «Зима»), «Шеи нет и шея есть», «Цыплята», «Зернышко».

- Музыкально-пластические импровизации
Игра «Замри!», игра «Смена кадров», «Заколдованный лес» («Театральный» трек № 6), «Раненная Ласточка» (диск «Дюймовочка»), «Шаловливые мышата» (диск «Дюймовочка»), «Лиса Алиса и Кот Базилио» (диск «Буратино»), «Танцующие цветы» (диск «Буратино»).

- Танец
Полька «Птичка», танец «Мотыльки», «Танцуйте сидя».

Методическое обеспечение программы

  • 1. «Театр всевозможного» (А.И. Буренина Санкт-Петербург, 2002 г.);
  • 2. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» (О.А. Куревина Линка-Пресс, Москва, 2003 г.);
  • 3. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» (Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Школьная пресса», Москва 2003 г.);
  • 4. «Кукляндия». - (М.И. Родина, А.И. Буренина «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2008 г.);
  • 5. «Танцевально-игровая гимнастика для детей» (Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «СА-ФИ-ДАНСЕ» - «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2003 г.);
  • 6. «От потешек к Пушкинскому балу…» (Л. Царенко «Линка-Пресс», Москва, 1999 г.);
  • 7. «Программа по театральной деятельности для дошкольников и младших школьников» (Э.Г. Чурилова «Арт-фантазия»);
  • 8. «Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4 - 5 лет» (А.В. Щепкин «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.)

Музыкально приложение к программе

Mp3 диск «Театральный» сборник с музыкальными произведениями для проведения занятий в театральном кружке.
Mp3 диск сборник музыки к детским театральным постановкам «Айболит», «Волк и семеро козлят», «Приключения Буратино», «Теремок», «Волшебные приключения Дюймовочки», «Муха-Цокотуха», «Царевна-Лягушка».

Авторские сценарии театральных постановок

«Кошкин дом», «Айболит», «Волк и семеро козлят», «Приключение Буратино», «Теремок», «Волшебные приключения Дюймовочки».

Нотное приложение песен Е.А Мизерной к театральным постановкам

«Кошкин дом», «Айболит», «Волк и семеро козлят», «Приключение Буратино», «Теремок», «Волшебные приключения Дюймовочки», «Муха-цокотуха», «Царевна-лягушка».