Консультации учителя-логопеда

Учитель-логопед

Созарукова Оксана Валентиновна

  • Высшее педагогическое образование
  • Высшая квалификационная категория
  • Педагогический стаж - 24 года
  • Стаж в должности учителя-логопеда - 15 лет
  • Часы приема и консультаций: ежедневно с 8.00 до 10.00; с 15.00 до 17.00
  • +7 (8793) 31-89-55
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Зачем логопед задает домашние задания?

Написали мне в тетради трудное заданье.
Папа с мамою сказали: - Что за наказанье!

Выполнение письменных рекомендаций учителя-логопеда способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и дает возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Рекомендации выполняются в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребенком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребенку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определенных видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша.

Так что же логопед задает для выполнения на дом?
Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели группы во время проведения ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.

  • Задания включают в себя основные разделы:
Советы специалистов
  • 1. Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребенка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог себя контролировать). Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
  • 2. Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.
  • 3. Серия лексико - грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребенка полученных знаний, путем упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
  • 4. Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространенных предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребенка стихов.
  • 5. Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

Что необходимо знать и помнить родителям при контороле за выполнением задания ребенком дома

  • Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед.
  • Домашние задания выполняются не в один прием. А разбиваются на части (по 10-15 минут работы).
  • Не рекомендуем выполнять задания вечером перед сном. Большую пользу принесет выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения). Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно.
  • Все задания прочитываются взрослыми для ребенка вслух. Эти задания ребенок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребенка, не корректируя его: сохраняя все произнесенные окончания и формы слов.
Советы специалистов
  • Графические задания ребенок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.
  • Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребенка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

Памятка (правила занятий с ребенком дома)

  • Заниматься с ребенком дома ежедневно.
  • Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке.
  • Время проведения занятий 10-15 минут.
  • Хвалите ребенка за каждое, даже небольшое достижение.
  • Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя контролировать.
  • Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребенка.
  • Графические задания ребенок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
  • Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий.
  • Выполняйте только то, что требуется в задании.

Сведения, которые полезно знать родителям, которые обучают детей грамоте.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать.
Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.

В чем же причины?

Нарушение
фонематического восприятия

Дефекты
произношения

Не сформированность навыков
звукового анализа и синтеза

Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует развивать ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОПРИЯТИЕ (различении звуков родного языка).

Фонематическое воприятие

Различение
гласных - согласных звуков

Различение звонких-глухих,
твердых-мягких звуков

Различение
порядка звуков в слове

Интенсивное развитие словаря и овладение произношением!

Уважаемые родители!
Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.