Об обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Информирование населения об обучении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относятся такие граждане РФ, как глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой,
а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В детском саду создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, может быть также организовано образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Эти нормы согласуются с федеральными законами:
«О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 19 № 181-ФЗ)
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст.12 № 122-ФЗ).

Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребенка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья. И безусловно, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья - это механизм, позволяющий реализовать конституционное право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование.


Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учреждении

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья - очень разнородная категория. В нее входят и дети, имеющие серьезные соматические заболевания, и дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, расстройства поведения. Каждый малыш в соответствии с «законом об образовании» имеет право на адекватное своим возможностям воспитание и обучение. При расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье дошкольников.

Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию.

Впервые о том, что ребенок нуждается в особых условиях для воспитания и обучения родители узнают очень часто только после обращения на ПМПк (психолого – медико – педагогический консилиум). Именно специалисты ПМПк определяют и дают рекомендации по его дальнейшему воспитанию и обучению. Именно на ПМПк родителям даются первичные рекомендации по обеспечению успешного воспитания в ДОУ.

В МБДОУ № 38 функционирует 2 группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи 5 - 6, 6 - 7 лет). Коррекционно - образовательная направленность работы в данных группах обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

В группах для детей с ОНР, ФФНР работа строится в соответствии с Программой обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Филичева Т.Б. Обучение проводится для детей 1 года обучения 5 - 6 лет (старшая логопедическая группа), 2 - й год обучение 6 - 7 лет (подготовительная логопедическая группа). В коррекционных группах работают воспитатель и учитель-логопед.

  • Работа учителя-логопеда в коррекционной группе направлена на:
  • развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка ( понимание обращенной речи, обогащение лексического запаса, правильное использование словообразования, словоизменения, согласования и т.д.);
  • развитие произносительной стороны речи (обучение правильной артикуляции звуков, ввод их в речь);
  • развитие самостоятельной развернутой фразовой речи ( обучение составлению простых предложений, их распространению, составление сложных предложений, объединение предложений в рассказ);
  • подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения ( развитие фонематического слуха, анализа и синтеза; запоминание графического образа букв, соотнесение букв и звуков; ориентировка на листе бумаги и т.д.);

Воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми во второй половине дня. Содержание занятий определяет учитель-логопед.

  • Они включают в себя:
  • артикуляционные и пальчиковые упражнения;
  • проговаривание слогов, слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом;
  • игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов;
  • рассматривание сюжетных и предметных картинок, составление рассказов по ним;
  • различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления.

В течении дня воспитатель следит за речью детей на занятиях и вне их.

Коллектив, работающий с детьми с нарушением речи, с большим творческим потенциалом, что позволяет решать самые сложные задачи, составлять авторские разработки, успешно осваивать новые педагогические технологии. Все работники этих групп прошли курсы повышения квалификации.